Рождение Спасителя ожидалось не только евреями, которые имели ясные предсказания об этом пророков Михея, Исаии и других, но также и язычниками, понимавшими под Мессией, некого посланника с неба, который принесет человеческому обществу нравственное оздоровление.
Римский историк Тацит прямо говорит: «Было общим убеждением, что в древних письменах говорится будто в это самое время восток возымеет силу и иудеи овладеют всем.» Европейцы ожидали пришествия Спасителя с востока, индусы и китайцы – с запада, но не все ясно разумели под этим Иудею.
Известно, например, что китайский император Минг-Ти посылал в Индию узнать, не пришел ли Тот Святой, Который, по древним преданиям, должен явиться на западе. Но особенно нетерпеливое ожидание пришествия в мир Спасителя было, конечно, в Средней Азии, где, как известно, жили в рассеянии все 10 колен израильского народа.
Помимо различных пророческих предсказаний, включая пророчество Даниила, приходом Спасителя в мир интересовались и так называемые волхвы, или мудрецы, наблюдатели природы и астрономы. Волхвами, или магами, в древности называлось колено Мидийского народа, которому было вверено исполнение религиозных обрядов. Они старательно изучали состояние и положение звезд. Волхвы пользовались большим уважением у царей и даже влияли на решение государственных дел. Потом каста магов при царе Кире перешла к персам. Они утверждали, что каждый человек рождается под особой звездой, по которой можно узнать его судьбу. В виду того, что Спаситель мира должен был быть очень видным посланником с неба, то должна была появиться на небольшой высоте особая звезда, возвещающая всем о рождении Христа Спасителя. Увидев эту блестящую звезду года за два до рождения Христа, они поняли, что должен, наконец, родиться обещанный Царь-Спаситель и, руководимые свыше, они с дарами отправились в путь, чтобы увидеть Его.
Хотя в Писании ничего не говорится о числе волхвов, но, по древнему преданию, их было трое и благочестивое предание даже называет их имена: Мельхиор, как потомок Сима, Гаспар – потомок Хама, Вальтасар – потомок Иафета. Писание склонно думать, что волхвы пришли из Персии, которая была богата, принесенными ими дарами: золотом, ливаном и смирной.
Отправившись в путь, волхвы следовали водительству звезды, которая привела их в Иерусалим. Здесь они начали расспрашивать всех – «Где родившийся царь Иудейский? Мы видели звезду на Востоке и пришли поклониться Ему» (Мф.2:2). Никто из местных жителей, конечно, не мог указать им место рождения Спасителя, однако весть об их приходе и поисках дошла до царя Ирода. Тогда он, выпытав у священников и книжников, где надлежит, по библейским предсказаниям, родиться Христу, призвал тайно к себе волхвов и послал их разузнать о месте рождения Христа. Он им сказал, чтобы они его известили и он пойдет и поклонится Ему. Конечно, целью было не поклонение Христу, а Его убийство, как будущего конкурента, по понятию Ирода.
Волхвы, узнав точнее место рождения Спасителя, немедленно двинулись в Вифлеем. Пропавшая было звезда снова заблистала на небосклоне и, идя впереди их, указывала им путь. Над местом рождения Христа звезда остановилась, и они поняли что здесь находится родившийся Царь.
Войдя в убогую пещеру, волхвы поклонились Младенцу, лежащему в яслях, и поднесли Ему дары: золото, ливан и смирну. Золото, как дань Царю; ливан, или ладан, как знак священства, потому что он употребляется при службах и молитвах Богу; а смирну – как человеку, имеющему вкусить искупительную смерть. После этого они намеревались вернуться в Иерусалим к Ироду, но во сне получили весть от Ангела не идти туда, а другим путем вернуться в свою страну.
Ожидая возвращения волхвов, Ирод узнал, что в Иерусалимский храм принесли необычайного Младенца, о Котором люди стали говорить, что Он – ожидаемый евреями Мессия. Поняв, что волхвы не вернутся к нему, Ирод сильно разгневался и приказал избить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев моложе двух лет, надеясь на то, что в их числе окажется и этот особенный Младенец, Который может занять его престол. Приказание Ирода исполнили со всей строгостью, так что в Вифлееме и его окрестностях погибло около 14 тысяч младенцев.
Однако Божественный Младенец не пострадал, так как Иосиф был предупрежден во сне о замысле Ирода. Взяв Младенца и Его Матерь, он бежал в Египет, где и остался жить до нового извещения. Через год ему было открыто во сне, что он может вернуться в свою землю, так как умерли искавшие души Младенца (Мат. 2:20).
На пути в Палестину Иосиф, узнав, что царствует сын Ирода Архелай, побоялся идти в Вифлеем и вернулся в свой родной город Назарет в Галилее, как более безопасное место. Там и поселилось Святое Семейство.
Богослужебные молитвы проводят мысль, что не в славе и великолепии, а в нищете, убожестве и уничижении является в мир Создатель и Владыка неба и земли; не роскошные палаты, а убогий вертеп приемлет Царя царствующих и Господа господствующих. Этим показано нам величие смирения, нищеты, кротости, простоты и пагубность гордости, богатства, тщеславия и роскоши. Удостаиваются первыми услышать благовестие ангелов о рождении Спасителя мира и первыми поклониться Ему простые Вифлеемские пастыри, а после них – мудрые Персидские волхвы, и таким образом у яслей Спасителя мы видим два рода людей – пастырей и волхвов, т.е. людей самых простых и людей самых образованных. Этим внушается нам, что Господь приемлет всех и каждого: приятна Ему и простота бескнижная, если она соединена с верным исполнением своего звания, с чистотой совести и жизни; не отклоняет Он и мудрость человеческую, если она умеет подчинить себя озарению свыше и употребляет свои познания во славу Божию и на пользу ближних.
Это учит каждого довольствоваться своей участью и вместе с тем показывает, что никакое звание и состояние не препятствует приближению к Богу, что честный и усердный труд, одушевляемый верою и упованием на Бога, совестливое исполнение обязанностей всегда благоприятны Богу и привлекают Его благословение, что пред очами Божьими драгоценны не внешние преимущества в свете, а чистота сердца и совести, кротость и смирение духа, покорность и послушание закону Божию, терпение и благодушие, упование и преданность воле Божией, незлобие и доброжелательство к ближним, хождение перед Богом во всех заповедях и оправданиях Его беспорочно, что эти драгоценные качества не принадлежат исключительно какому-либо сословию, что во всех званиях и состояниях человек может быть угоден Богу, если будет благоугождать Ему словом и делом, желанием и помышлением.
епископ Александр (Милеант)
Двунадесятые Господские Праздники и Пасха
http://lib.pravmyir.ru/librar/