Русская Православная Церковь
Вятская епархия

Приход великомученика
и целителя Пантелеимона г.Кирова

Встреча приходского клуба. Основа поста: покаяние, воздержание, молитва, милосердие

В библиотеке нашего храма 15 марта прошла встреча приходского клуба. Тема: Основа поста - покаяние, воздержание, молитва, милосердие.
Вместе с иереем Романом Коневым поговорили о грядущем Великом Посте и в целом об постовых аскетических практиках. 

Можно выделить следующие основные цели христианского поста:
- Подчинение тела духу (установление правильной иерархии духа и тела),
- Утончение плоти, чтобы она не создавала помех для молитвы,
- Преображение 3х сил души (ума, чувств и воли),
- Замещение страсти чревоугодия, которая лежит в основе 8ми основных страстей, добродетелью воздержания,
- Самопознание, выявление страстей, особенно раздражительности и гнева,
- Концентрация сил вдуховной борьбе,
- Выражение покаянного чувства, - Средство покаяния,
- Воспитание благодарности Творцу,
- Милосердие (жертва нуждающимся денег, сэкономленных на продуктах питания).

Также можно выделить различные виды поста:
Так как человек трёхсоставен — тело, душа и дух -  так и пост состоит из трёх частей: постов телесного, душевного и духовного. Иногда душевный и духовный пост объединяют под одним из этих названий.

Формы и степени телесного (гастрономического) поста:

- Ограничение или исключение пищи животного происхождения,
- Уменьшение порции;
- Уменьшение количества приемов пищи (перекусов),
- Употребление более простой, без изысков, пищи;
- Ограничение некоторых видов пищи, от которой выработалась зависимость (напр.,
сладостей);
- Увеличение доли пищи без термической обработки;
- Полное воздержание от пищи в некоторые дни.

Душевный пост – воздержание от всего, что возбуждает чувственность и рассеивает ум. Подобно тому как пост телесный подразумевает ограничение в пище, употребление
особого вида пищи и редкий прием пищи, душевный пост предполагает:

- Ограничение внешних впечатлений – пищи души, информации, которую привык получать человек ежедневно в больших объемах.
- Контроль над информацией, то есть над качеством пищи, которую получает душа,
- Исключение того, что питает страсти.
- Редкий прием пищи, то есть периоды уединения, молчания, безмолвия.

Духовный пост– обуздание страстей и взращивание добродетелей (Ис.58:5-7).

«Многие христиане… считают грехом съесть, даже по немощи телесной, в постный день что-либо скоромное и без зазрения совести презирают и осуждают ближнего, например ,знакомых, обижают или обманывают, обвешивают, обмеривают, предаются плотской нечистоте, — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. — О, лицемерие,
лицемерие! О, непонимание духа Христова, духа веры христианской! Не внутренней ли чистоты, не кротости ли и смирения требует от нас прежде всего Господь Бог наш?» 

Подвиг поста ни во что вменяется Господом, если мы, как выражается святительВасилий Великий, «не вкушаем мяса, но поедаем брата своего», то есть не соблюдаем Господних заповедей о любви, милосердии, самоотверженном служении ближним, словом, всего
того, что спросится с нас в день Страшного суда (Мф.25:31-46).

Вернуться к списку новостей

Сайт работает по благословению Митрополита Вятского и Слободского Марка