Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.
(Лк.1:28)
Благовещение - это день, в который для мира открылись двери спасения.
Быть спасенным, значит, - быть с Богом, ибо вне Его нет и не может быть истинной жизни ... И в этот день миру возвещается благая весть, что Бог восхотел стать человеком для того, чтобы человека приблизить к Себе.
С Праздником, дорогие братья и сестры! Да будет же Праздник Благовещения благою вестью и для нашей души, которой всегда открыты спасительные двери покаяния и путь к святой чистоте, прославляемой ныне Церковью в Образе Благословенной Девы.
В двунадесятый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в храме великомученика и целителя Пантелеимона были совершены торжественные богослужения.
6 апреля 2022 года, накануне праздничного дня, служилось всенощное бдение с литией. После Евангельского чтения настоятель храма, иерей Александр Коссов, совершил помазание верующих освященным елеем.
В день Праздника, утром 7 апреля, была совершена вечерня с Литургией свт. Иоанна Златоуста.
Служение возглавил настоятель храма целителя Пантелеимона иерей Александр Коссов в сослужении духовенства храма.
Трогательные молитвенные песнопения праздника Благовещения прозвучали в исполнении хора храма Пантелеимона Целителя.
Богослужения проходили при большом стечении прихожан и гостей храма, которые собрались в этот день, чтобы разделить радость Праздника и вознести общую молитву Пресвятой Деве и Господу нашему Иисусу Христу.
В праздник Благовещения мы радуемся тому, что через Пресвятую Деву сам Господь принимает человеческую природу и приходит в мир. Мы получаем не только возможность спасения в Иисусе Христе, но отныне у каждого есть величайшая Заступница Небесная – Пречистая Дева Мария.
Митрополит Антоний Сурожский:
Благовещение – это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви – крестной, ласковой, спасающей – и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Святитель Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.
А благая весть была поистине страшная: явление ангела, это приветствие: «Благословенна ты в женах, и благословен плод чрева Твоего» не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа – как это могло быть?..
И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся – хотя и глубокой – верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родиться сын – естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем Ты это можешь доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать?.. Божия матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной – я же дева?.. И на ответ ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии; Ее слова: Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему…
Слово «раба» в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом себя называл человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой – то есть непостижимым доверием – весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа…
В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: Пролей кровь, и примешь дух… Один из западных писателей говорит, что воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.
Вот благовестие, которое мы сейчас слышали в Евангелии: род человеческий родил, принес Богу в дар Деву, Которая была способна в Своей царственной человеческой свободе стать Матерью Сына Божия, свободно отдавшего Себя для спасения мира. Аминь.
Тропарь праздника
Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление; Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, благодатная, Господь с Тобою!
«Ныне начало нашего спасения и обнаружение тайны, которая предуставлена была прежде всех веков: Сын Божий – Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Поэтому и мы с ним Богородице воскликнем: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!»
Кондак праздника
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная воспесуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.
«Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, как имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся Невеста, в брак не вступившая!»