Русская Православная Церковь
Вятская епархия

Приход великомученика
и целителя Пантелеимона г.Кирова

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

С раннего детства, с давних времён, когда бабушка, грозя пальцем, приговаривала: “Смотри, неслух, накажет тебя Боженька!”, с тех самых пор живёт у нас в душе твёрдая уверенность, что в Царствие Божие, в рай, в Жизнь Вечную нас могут не пустить. Да и скорее всего не пустят, разве только по жалости, по снисхождению позволят пристроиться с краешка. Нам всё кажется, даже когда мы становимся вполне зрелыми людьми, что Царствием Божиим, радостной вечерей Господней, награждает человека Творец мира за добрый нрав и безупречное поведение. А поскольку каждый из нас хоть в глубине души да знает обо всех своих грехах и несовершенствах, то и понятно, откуда берётся в нас неуверенность в собственном спасении: как же пустят нас туда, на Брак Агнца, нас, у которых нет “брачной одежды”?

Однако то, что мы услышали в церкви сегодня, – евангельская притча о вечери, на которую Господь собирает самых близких, самых дорогих своих гостей, чтобы они, званые, “вошли в радость Господина своего”, – все наши представления о Вечной Жизни переворачивает с ног на голову. Оказывается, нас зовут в рай, а мы – сопротивляемся. Оказывается, Бог просит каждого из нас почтить Его, принять Его приглашение, оказать, говоря языком человеческим, Ему честь, а мы... все как один – отказываемся!

Нам не до того! День за днём, час за часом мы находим занятия для своего ума, изыскиваем пищу для глаз, ублажаем наш слух – одним словом, делаем всё, лишь бы не остаться наедине с самими собой, лишь бы не услышать звенящую тишину и пустоту в своей душе! И так всегда. Сегодня – много работы, завтра – друг приехал погостить, послезавтра – не смог оторваться от телевизора, потому что показывали, какие безобразия творятся в этом обезбоженном мире, третьего дня... Господи, да мало ли что может произойти! Да мало ли дел у взрослого человека, обременённого семейными, производственными и общественными обязанностями!

Люди, уверенно называющие себя христианами, столь же уверенно говорят: “Позвольте, когда же нам в церковь-то ходить, у нас и работа, и семья...” Да и мы, православные, часто мало чем отличаемся от них. Разве можем мы сказать о себе, что душа наша истосковалась по Богу? Если мы прислушаемся к тому, что в действительности совершается в нашем сознании, какие мысли там появляются, какие мелодии звучат, какие картины возникают, – какой беспорядочный шум мы услышим, какое мелькание образов, лиц, событий, бесконечных навязчивых воспоминаний. И – ни слова о Боге, ни мысли о молитве, ни звука о Царствии Небесном!

Разумеется, наступает вечер, и мы, бесконечно оттягивая этот момент, всё же открываем Евангелие или молитвослов, пытаемся направить всё своё внимание в слова, исполненные благодати Духа Святого, но и тут шум и сутолока мира сего не позволяют нам хоть на полчаса сосредоточиться, хоть несколько минут побыть с Богом. И отбарабанив привычный текст, столь же привычно думая о своём, мы проваливаемся в сон. И сон наш наполнен такой же суетой, такими же фантастическими мечтами.

Когда человек влюблён, он засыпает и просыпается с мыслью о предмете своей любви. Мысль о возлюбленной настигает его постоянно, согревая душу и веселя сердце. Так, казалось бы, должно быть и с нами, христианами, когда мы думаем о Боге. Да, так должно быть, но это не так. Непонятно, почему мы так уверены, что в тот момент, когда нам нужно будет сделать последний выбор между суетой, мелочами и страстями повседневной жизни и – Царством Божиим, мы непременно выберем Царство.

Все вы знаете повествование о хождении преподобной Феодоры Цареградской по мытарствам. Бесы на каждом из мытарств истязали преподобную, требуя у неё ответ за все грехи, некогда совершённые ею. И мы думаем, что когда и наша душа будет проходить через эти мытарства, нас тоже, как Феодору, будут упрекать за наши грехи, обличать в них. Но почему бы не представить себе, что там нас будут соблазнять тем, чего всегда желала душа наша? А если так, то как же нам устоять перед этими живописными и сладостными соблазнами, когда мы не научились противостоять им здесь, в этой жизни, на грешной земле?

Если здесь и сейчас нам не удастся отказаться от соблазна насладиться приобретённым имуществом, если сегодня, пока мы живы, мы не сумеем пренебречь нашими “важными” земными делами, если чувственные удовольствия и страсти этой жизни мы легко предпочтём всему остальному, тогда, скорее всего, и на мытарствах, на испытаниях нашей воли, мы совершим то же самое –выберем землю, волов и брачные утехи. Мы останемся с тем, что тленно, и откажемся от того, что вечно. Откажемся от Царства Божия, от Вечной Жизни, от радостной трапезы Господней.

И вот, позванные в Таинстве святого Крещения на вечное блаженство с Господом, мы в реальной своей жизни отказываемся от него. Отказываемся сами, по своей воле, никем не принуждаемые, никем не насилуемые. “Приидите ко Мне все труждающиеся и обременённые!” – взывает к нам Господь. А нам не до Него: у нас земля, у нас волы, у нас – объятия возлюбленных. Вот почему так горестно, так печально звучит сегодня голос Божий: “Много званых, но мало избранных”. Аминь

Священник Сергий Ганьковский. http://www.hram.info 

 

Сайт работает по благословению Митрополита Вятского и Слободского Марка