Русская Православная Церковь
Вятская епархия

Приход великомученика
и целителя Пантелеимона г.Кирова

Преображение Господне

Вера человека бывает способна двигать горами, она сильнее любого оружия. Но иногда наша вера настолько слаба, что не может принять даже самого очевидного и нужного. Сквозь сумрак греха не разглядеть образ Истины, и по сей день далеко не все, узнавая дела и учение Христа, видят за ними Божественное всемогущество, мудрость и любовь Спасителя.

Присутствие Господа среди людей причиняло Ему глубокие страдания. Созданное Им человечество, ради которого Он Сам стал человеком, привыкло все понимать превратно. В Спасителе люди желали видеть земного царя-освободителя, который доставит земное благополучие. А Господь нес человечеству нечто большее, хотя невидимое, недоступное многим — вечное Царство на Небесах. И ради этого Он шел на Крест и страдания. Наслаждением люди потеряли Рай, страданиями возвращаются в него. Христос шел принять муки за грехи человечества, дабы Своим смирением окончательно ниспровергнуть власть над людьми духа гордости и тем самым открыть всем двери Рая. Но даже апостолы могли соблазниться, видя немощь Христа на Кресте, они могли усомниться в Его Божественной силе. Для укрепления их веры необходимо было особенное знамение, и оно было дано трем избранным апостолам.

Как-то Господь сказал: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царство Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9: 1). Через шесть дней после этого Спаситель взял с собой Петра, Иоанна и Иакова и взошел на высокую гору помолиться (по преданию, это была гора Фавор). Он возвел с Собой только троих, как наиболее близких ему. Господь видел: кто более других доверяет Ему и любит Его — тем Он и Сам становится близок, им Он и открывает многое.

На горе апостолы утомились от долгой молитвы, стали клониться ко сну, но вдруг что-то необычное, удивительное доселе невиданное пробудило их ум, сердце и тело. Господь «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17: 2).

Спаситель видимым образом явил Свое вечное Божественное величие. От Него исходил свет Божества, более яркий и чистый, чем солнечные лучи. Этот свет не ослеплял, но просвещал сердце, изгонял из него всякий мрак. Те, кто видел этот свет, ощутили неизъяснимую радость, небесный покой, блаженство. Спаситель стоял в своей нетварной, небесной славе, перед которой бессильно коварство как недобрых людей, так и падших ангелов и которую Христос премудро скрывал в течение Своей земной жизни.

В этот момент преобразившемуся Господу предстали два древних пророка Моисей и Илия, так же во свете, беседуя с Ним о предстоящих Ему в Иерусалиме страданиях. Моисей некогда принял из рук Божиих Закон, он ходатайствовал пред Господом за целый народ и по справедливости назван боговидцем. Илия — ревностный блюститель Закона, верный Богу даже тогда, когда вокруг поголовно все были преданы тлетворному духу язычества. Душа Моисея по смерти находилась в аду, где до пришествия Христа ветхозаветные святые пребывали в надежде на грядущее избавление. Илия промыслительно взят с телом на небо, дабы в конце веков возвестить на земле Второе Пришествие Христово и принять смерть от руки антихриста.

Так на Фаворе представители Неба, земли и преисподней поклоняются Господу, в Котором Божество соединено с человечеством и Который желает преобразить весь видимый мир, возвести людей от власти преисподней к вершинам небесной славы.

Пророки, завершив беседу, удалялись в иной мир. Свет будущего Небесного Царства, явленный людям на малое время, скрывался от их глаз. Апостолам хотелось навсегда продлить Преображение, и Петр сказал: «Господи хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи (палатки): Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 17:4).

Апостол Петр выразил состояние души, испытываемое каждым, кто приобщился свету благодати Божией: «хорошо нам здесь быть» - с Тобой, Господи, в Твоем Божественном Царстве, когда в нас от Твоего света умолкли все порывы греха. Петр в простоте предложил сделать три палатки для Господа и двух пророков, чтобы продлить явление небесной славы. Его разум ещё не совсем понимал, что не о созидании вещественного жилья нужно заботиться. Но сердце апостола было проникнуто верным, святым настроением — он желал Богообщения, при этом не просил шатра для самого себя — своекорыстие чуждо душе, коснувшейся благодати Божией.

Вдруг изумленных апостолов покрыло светлое облако, раздался небесный, Божественный голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте!» (Мф. 17: 5). Вновь людям явлено единство Бога Отца и Сына и что только в послушании Христу возможно достичь небесного благоволения. Видение завершилось. Спускаясь с горы, Спаситель запретил апостолам рассказывать об увиденном до Его Воскресения — когда свет Божественной славы Христа будет явлен уже многим людям.

Перепечатано из книги Валерия Духанина "Сокровенный мир Православия"

Вернуться к списку публикаций

Сайт работает по благословению Митрополита Вятского и Слободского Марка