Русская Православная Церковь
Вятская епархия

Приход великомученика
и целителя Пантелеимона г.Кирова

Программа XXII Свято – Трифоновских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества»

С 13 по 22 октября 2017 года в Вятской епархии пройдут традиционные Свято-Трифоновские образовательные чтения

«Одеяйся светом яко ризою, наг на суде стояше, и в ланиту ударение прият от рук, ихже созда, беззаконнии же людие на кресте пригвоздиша Господа славы».

Все Богослужение Великой Пятницы посвящено благоговейному воспоминанию и глубокому переживанию спасительных страстей и крестной смерти Богочеловека. Каждый час этого дня есть новый и новый подвиг искупительных страданий Спасителя, и отголосок этих страданий слышится в каждом слове нашего Богослужения — единственного и несравненного как по силе умиления и трогательности, так и по глубине безграничного сострадания к страждущему Спасителю. Святая Церковь раскрывает перед очами верующих полную картину спасительных страданий Господних.

«Страшное, и преславное таинство днесь действуемо зрится: Неосязаемый удерживается; вяжется Разрешаяй Адама от клятвы; Испытуяй сердца и утробы неправедно испытуется; в темнице затворяется, Иже бездну затворивый; Пилату предстоит, Емуже трепетом предстоят небесные силы; заушается рукою создания Создатель; на древо осуждается Судяй живым и мертвым; во гробе заключается Разоритель ада!»

В своих песнопениях Церковь, пронзенная в самое сердце объявшею ее скорбью, как будто не может собрать своих мыслей, спокойно остановиться своим вниманием на чем-либо одном. Куда не обратится она мыслию, на что не устремит взор свой — везде и всюду новые и новые поводы к слезам, новые источники скорби и страдания. После шестопсалмия и тропаря «Егда славные ученицы...» молящиеся зажигают свечи и как бы вступают в глубокую тьму Гефсиманской ночи, окутывающей теперь весь мир. Начинается чтение 12-ти Евангелий, которое составлено из двенадцати выбранных чтений из четырех евангелистов, повествующих о страдальческом пути Иисуса Христа. Видя безмерное уничижение своего Господа и Спасителя, Церковь вместе с тем зрит и Славу Его. Уже первое Евангелие начинается словами Спасителя о Своем прославлении: «Ныне прославися Сын Человеческий и Бог прославися в Нем». Эта слава как некое световидное облако, окутывает ныне стоящий перед нами возвышенный Крест. Как некогда гору Синай и древнюю скинию, окружает она и Голгофу. И чем сильнее та скорбь, о которой повествует Евангелие, тем сильнее звучит прославление Христа в песнопениях.
В Великую Пятницу не совершается Литургия, потому что в этот день воспоминается сама Жертва Голгофская.

Царские Часы Великой Пятницы подробно описывают события этого дня:

Час первый - время совета архиереев и старейшин иудейских, осудивших Господа Иисуса на смерть.

Час третий - время осуждения Его на смерть и бичевание.

Час шестой - время крестных страданий.

Час девятый - время смерти Господа и необыкновенных явлений природы.

Вместо Литургии в Великую Пятницу совершается торжественная вечерня, на которой под пение тропаря «Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое, Плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе новом покрыв положи» - священнослужители поднимают плащаницу с престола и выносят на середину храма. 

На следующем за тем повечерии поется канон на Плач Богородицы. В дивных песнопениях открывает Церковь всю глубину страданий матери при виде смерти Своего Божественного сына.

 Протоиерей Александр Зелененко

 https://happy-school.ru

Сайт работает по благословению Митрополита Вятского и Слободского Марка