Русская Православная Церковь
Вятская епархия

Приход великомученика
и целителя Пантелеимона г.Кирова

Программа XXII Свято – Трифоновских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества»

С 13 по 22 октября 2017 года в Вятской епархии пройдут традиционные Свято-Трифоновские образовательные чтения

Великая Пятница (Великий Пяток) - воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.

В этот великий день Православная Церковь все времена священных событий спасения мира ознаменовала богослужением. Все церковные службы этого дня посвящены благоговейному и трогательному воспоминанию спасительных страстей и крестной смерти Сына Божия. В Великую Пятницу литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские Часы.

Вечерня Великой Пятницы (Вынос Плащаницы) посвящена погребению Спасителя и совершается обычно в середине дня. Песнопения вечерни посвящены страданиям и смерти Христовым. Во время пения молитвы святого Симеона Богоприимца, священник надевает полное облачение и кадит плащаницу (плат с изображением Христа, лежащего во гробе), всё ещё находящуюся на престоле. Затем во время пения тропаря, он поднимает Плащаницу с престола, как бы с Голгофы, обходит престол и выносит её из алтаря на середину храма для поклонения.

Осуждение невинного

Христа осудили как врага народа, как врага императора и как врага религии. Поспешно собирались лжесвидетельства, наскоро вершились формальности суда. Блюстителей земного правосудия мало интересовало, виновен ли Подсудимый, - они просто не могли терпеть Того, Кто пришел с Неба.

Но самым удивительным оказалось другое. Простой народ, столь почитавший Спасителя за Его чудеса и учение, народ, который был даром насыщаем, исцеляем и воскрешаем Господом, во множестве собравшись перед судебной палатой, на вопрос Пилата, отпустить ли Христа, закричал: «Да будет распят» (Мф. 27: 22-23).

Люди, которых так трудно объединить на созидание, творчество, на любое доброе дело, нашли единство в страшном, безумном крике: «Смерть Ему!» (Лк. 23: 18). Человечество вынесло приговор Источнику жизни, пришедшему на землю для спасения людей.

Да и могла ли воплотившаяся Истина избежать страданий, когда мир раболепствует перед ложью и злом? Каждый, кто бы он ни был, когда бы и где бы ни жил, если сознательно совершает грех как принцип жизни, уже сам себя поставляет в ту толпу, которая кричала: «Распни Его!» (Мк. 15:13).

Распятие

Распятие — по свидетельству древних, ужаснейшая из казней и, вместе, казнь позорная. На нее осуждались самые тяжкие преступники. Страдания распинаемого были велики и невероятно мучительны. Гвозди, причем граненые, с зазубринами, вбивались в область запястья. Они пронзали нервные узлы, одно прикосновение к которым — страшнейшая боль. Пригвожденные руки оказывались на кресте выше уровня плеч, и тяжесть верхней половины тела приходилась на грудь. Кровь устремлялась туда и застаивалась в мышцах грудного пояса. Постепенно мышцы начинала сводить судорога, грудная клетка сдавливалась — распятого мучило удушье. Дышать было возможно только опираясь на ноги, также прибитые гвоздями. Хотя руки и ноги дополнительно привязывались, раны от гвоздей раздирались все больше, а каждое движение отзывалось ужаснейшей болью. Мышцы деревенели, от кровоточащих язв в теле распространялся жар, невыносимая жажда мучила распятого. Смертельные страдания иногда длились до трех суток и более.

Можно ли перечесть все муки, которые испытывал медленно умирающий на кресте?

На эту казнь и предали Господа Иисуса Христа.

Его распяли вместе с двумя разбойниками, кресты которых поставили по обе стороны Креста Спасителя.

Но в этот страшный момент, когда пригвождали Господа ко Кресту, из уст Его исходят слова удивительной силы и смысла: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23: 34). В душе Спасителя нет ни капли ропота ил протеста, в ней совершенно нет смущения или малодушия. В этот миг, когда злорадство врагов добра и правды достигает предела, когда злодеи, торжествуя, открыто смеются: «Других спасал, а Себя Самого не может спасти! Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с Креста, и уверуем в Него» (Мф. 27: 42), - Сам Господь по-прежнему пребывает на небесной высоте смирения, хранит неизреченную любовь к врагам.

«Прости им... не знают, что делают», - обращается Христос к Богу Отцу. Ради неразумного человечества, ради этих же распинателей Господт и взошел на Крест. Он страдает, дабы явить окончательную победу над грехом в нашем мире.

Зададимся вопросом: на чем держится грех? Ответ ясен: начало, вершина и крепость греха — гордыня. А Господь, будучи несправедливо осужден, принимает страдания добровольно и терпит их без капли ропота, смущения и самооправдания. В этих муках на высоте оказываются любовь и смирение — дьявол с его страхами, возмущениями, кознями ниспровергнут к глубинам преисподней.

Природа состраждет

Окружающая природа, чувствуя происходящее, словно живая, состраждет своему распятому Творцу. «Сделалась тьма по всей земле», ибо «померкло солнце» (Лк. 23: 44, 45). Это необычное затмение, при котором солнце не закрывалось никаким другим небесным телом, длилось три часа. Об этом затмении свидетельствует римский астроном Флегонт. Солнце скрывает свой свет тогда, когда на земле страдает «Свет истинный» (Ин. 1: 9).

Но не только солнце состраждет Крестному подвигу Господа. Один из распятых разбойников сквозь собственную боль обретает веру во Христа, с ним происходит духовное перерождение. Безвинность, сила смирения и глубина любви Спасителя производят на разбойника такое впечатление, что в немощном, распятом, страждущем Христе он узнает Подателя вечной жизни: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк. 23: 42). Так Любовь, простершаяся до Креста, рождает первый плод Собственной Жертвы. «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23: 43), - отвечает Спаситель.

Полнота любви

Может ли человек объять полноту любви Божией? - Не может. В своем сердце люди способны отражать малые доли той любви, которую имеет Господь. При Кресте стояли те, кто наиболее любил Христа. Это Его Пречистая Матерь и ближайший ученик апостол Иоанн Богослов. Они не испугались, что их могут узнать и схватить как последователей Христа. Здесь, когда Тот, Кого они любят более всего в этом мире, распят на Кресте, они предстоят Ему со всей верностью и искренностью.

Но любовь Самого Христа при этом безмерно покрывает их любовью: в муках Распятия Спаситель проявляет удивительную заботу о них — поручает апостолу Иоанну охранение на земле Своей Матери, а его самого усыновляет Богородице. «Се Матерь твоя» (Ин. 19: 27), - обращается Христос к ученику. В лице апостола Пречистой Деве усыновлен весь христианский род. Отныне верующие имеют Ходатаицу на небесах. И как в тот день Дева Мария стояла в скорби перед Христом распятым, так ныне Она предстоит Ему в Его небесной славе.

Смирение до смерти

«Отче! В руки Твои предаю дух Мой», - обращается Христос к Богу Отцу (Лк. 23: 46). Смерть не властна над Богочеловеком, она не в силах прийти и взять душу спасителя в свои ледяные объятия. Всесильный Сам изволяет принять кончину. Господь являет любовь к человеку до Собственной смерти.

Завершается Крестный подвиг. Спаситель, «преклонив главу, предал дух» (Ин. 19: 30). Господь претерпел реальную физическую смерть. Его пречистая душа разлучается с телом. Природа, ощущая совершившееся, состраждет смерти Господа сильнейшим землетрясением.

Быстрая смерть Христа вызвала у властей удивление, и один из воинов, желая, видимо, удостовериться в происшедшем, пронзил тело Господа копьем. Из раны истекли кровь и вода. Апостол Иоанн, как непосредственный свидетель, специально указывает на данный факт (Ин. 19: 31-37).

Близкие Спасителю люди просили отдать им Тело Господа для погребения. Им позволили: святое Тело было умащено ароматным составом из смирны и алоя, обернуто плащаницей (погребальным полотном) и положено недалеко в саду, в пещере, высеченной в скале. Огромный камень закрыл вход в пещеру.

Перепечатано из книги Валерия Духанина "Сокровенный мир Православия"

Сайт работает по благословению Митрополита Вятского и Слободского Марка